«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:4-6).
Маленький мальчик спросил своего отца: «Папа, если мы поднимемся на ту гору, мы сможем дотянуться до края солнышка?» Неправда, что дети считают себя большими. Напротив, это мир кажется им маленьким. Обширные просторы Вселенной не вмещаются в их сознание, поэтому они уменьшают ее в размерах.
В лесу работает человек. «Сначала я накопаю глины, – говорит он, – затем я придам ей форму. Вот глаза, нос. Теперь я положу ее на солнце на некоторое время. Когда глина подсохнет, я разукрашу ее, как захочу. Вы хотите знать, что я делаю? Я делаю бога. Нет, не самого Бога. Это Его портрет. Вот как он выглядит». И тот маленький мальчик, и этот человек в лесу совершают одну и ту же ошибку.
Идея царя Соломона была лучше. Он строил прекрасный храм в Иерусалиме. Когда строительство завершилось, он праздновал это событие несколько дней. Но даже в состоянии восторга он не потерял из виду истинное значение этого события. Он обратился к Богу в молитве и сказал: «Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей» (2 Паралипоменон 6:18).
Почему вторая заповедь запрещает нам делать подобие Бога? Каким бы большим мы его ни сделали, сколько бы золота, алмазов и других материалов мы ни использовали на его украшение, мы лишь умалим подлинное величие Всевышнего. Неизбежно мы сведем Его до простого человеческого понимания вещей. В этом заключается суть проблемы. Скудный образ Бога — вот то, против чего выступает вторая заповедь.
Современный рационализм допускает ту же ошибку. Люди забрасывают крошечную сеть своего интеллекта в океан Вселенной. Улов всегда предопределен небольшим набором чувств, которых явно недостаточно, чтобы обработать полученные данные. Они довольствуются мизерным количеством информации и отрицают существование чего-то большего. К сожалению, эта проблема не ограничивается обыкновенным невежеством.
В древние времена естественным результатом идолопоклонства был политеизм – вера в существование многих богов. Люди придумали много богов, потому что не могли себе представить, что одного Бога достаточно и что одно Божество сможет позаботиться обо всем.
Ранние христиане, обращенные из язычества, придерживались веры, что существует только один Бог, но многие из них имели смутное представление о Нем. Они склонны были думать о Нем так же, как о богах, которым они поклонялись раньше, – существах забывчивых и безразличных. Язычники в прошлом, они чувствовали, что должны постоянно упрашивать Бога, чтобы Он проявил интерес к их нуждам.
Трудно представить себе большее заблуждение. Библия сравнивает отношение Бога к людям с самым ярким проявлением человеческой любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]» (Исаия 49:15-16).
Но, несмотря на это заверение, многие люди по-прежнему представляют Бога безмолвным существом, к трону Которого тянутся руки заступников, день и ночь взывающих к Его милости. Но Иисус Христос говорит Своим последователям: «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас» (Иоанна 16:26-27). А апостол призывает: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16).
Идея о заступничестве умерших святых явно нарушает вторую заповедь, потому что основывается на языческом представлении ограниченного бога, которого с трудом можно убедить помочь людям.
Некоторых людей удивляет, что вторая заповедь содержит такое серьезное предупреждение относительно идолов. Их пугает, что Бог называет Себя «ревнителем». Более того, Он заявляет, что даже третье и четвертое поколение будут страдать из-за грехов предков. Проблема возникает из-за поверхностного прочтения текста. Заметьте, судьба «третьего и четвертого родов» не вызвана гневом разозлившегося Бога. Вторая заповедь ясно говорит, что это наказание за «вину отцов». Идолопоклонство и возвышение творения над Творцом устраняет барьеры и открывает путь для развращения.
Псалмопевец так говорит об идолах: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них» (Псалом 113:11-16). Поскольку люди становятся похожими на своих идолов, земля наполняется жестокостью, жадностью, завистью, обманом, убийствами. Под покровительством обожествленных идолов совершались и совершаются преступления и войны. Люди становятся «злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Римлянам 1:30-31). Разве не наказание жить в таком обществе? Это последствия, постигающие «третий и четвертый род», роковая участь, от которой Бог хочет избавить нас, посылая предупреждение во второй заповеди. Вот почему Он «ревнитель». Человеческая ревность – это проявление собственного интереса, но заповедь ясно показывает нам, что Бог ревнует о нас.
И, напротив, милость и любовь Бога изливаются до «тысячи родов» на любящих Его и соблюдающих заповеди Его. Это, конечно, относится к обещанию вечной жизни. Иисус Христос сказал: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоанна 17:24).
Вторая заповедь дополняет первую. Те, кто принял решение поставить Бога в центре своей жизни, никогда не позволят никакому сотворенному существу занять место, принадлежащее только Создателю. У них не возникает никаких вопросов относительно истинного поклонения, потому что они отвернулись от всего, что принижает важность и значимость Бога в их жизни.
Подготовила Ю. Коровина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (136) август 2008 г.