В 1977 году Пинин Брамбилла Барсилон получила необыкновенное предложение. Её попросили возглавить группу по реставрации одного из самых знаменитых и загадочных творений эпохи Возрождения — фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В то время уже достаточно известная реставратор и хранительница итальянского искусства могла с трудом представить себе, насколько напряжёнными и увлекательными окажутся следующие 23 года её жизни.
Столетия были беспощадны к живописи Леонардо да Винчи, выполненной на стене миланского монастыря в 1498 году. Всегда экспериментируя, великий мастер на этот раз совершил роковую ошибку, применив новую технику. Предварительно обработав стены трапезной гипсом, мастикой и смолой, на сухую поверхность художник начал наносить краски — темперу, изготовленные на основе порошковых натуральных пигментов.
«Тайная вечеря» — это как бы даже и не фреска вовсе, это не роспись по сырой штукатурке, которую предполагает классическая техника написания фресок. Почему он выбрал именно эту технику? Видимо, ему нужно было время. По сырой штукатурке писать нужно быстро, пока она не высохла, по сухой же стене можно это делать сколько угодно долго, обдумывая и выводя каждую мелкую деталь. Фреска складывалась ежедневно из маленьких кусочков сознания живописца, как детская мозаика. Иногда и в дождь, и в жару великий мастер кисти бежал в монастырь, чтобы провести одну единственную чёрточку. Бывало, что он рисовал без остановки. Бывало, что целыми днями просиживал рядом в глубокой задумчивости, не прикасаясь ни к кисти, ни к воде, ни к еде…
Но, увы, новые краски оказались непрочными и начали отшелушиваться уже при жизни великого мастера. И хотя его фреска была сразу признана шедевром искусства, всё же она осталась незащищённой от вековых наслоений грязи и влаги. Когда Барсилон начала реставрацию, пять столетий пыли, плесени и копоти от свечей затемнили это изображение почти до состояния невидимости.
Однако настоящей сложностью для группы реставраторов стало то, что надо было убрать следы прежних попыток реставрировать эту фреску, которые проводились с 1700-х годов. Тяжёлые слои лака, клея и воска были наложены сверху, и каждый из них ускорял процесс потемнения живописи. Но что хуже всего, «наёмные» специалисты-любители красили фреску по верху снова и снова, искажая её образы, стирая детали, которые они не поняли, и дополняя, чего, как им казалось, недостаёт. Тем самым, как ни цинично это звучит, они пытались подправить работу великого художника.
В 1999 году, когда фреска, выполненная кистью великого мастера да Винчи, наконец-то была видна, тяжёлая, тщательная, щепетильная работа команды Барсилон была вознаграждена. Пинин назвала этот период «медленной, изнурительной борьбой, в которой пласт за пластом, день за днём, миллиметр за миллиметром, фрагмент за фрагментом, наконец-то вернул оригинальное восприятие величины и размаха, экспрессивности, накале эмоций и насыщенности цвета фрески; удалось вернуть то, что, казалось, было утрачено навсегда».
Мрачные тени изгнаны; появился хорошо освещённый обеденный зал. Борода и нос Петра освобождены от неуклюжей тяжести, которые были добавлены в процессе неудачных попыток реставрации. У Матфея, оказывается, в оригинале были светлые волосы, а не тёмные. Фома получил левую руку. Выражение лица Андрея было преобразовано — он уже не угрюм, но удивлён. И лицо Иисуса преобразилось и засияло новым светом после того, как толстые слои красок были удалены.
Сюжет шедевра остался неизменным. Да Винчи изобразил роковую сцену — момент, когда Иисус Христос открыл, что один из Его учеников вскоре предаст Его. После столетий наслоений копоти, грязи и бурных фантазий горе-реставраторов, сделавших картину тёмной и мрачной, восстановление фрески открыло современникам настоящую задумку мастерского изображения выражений лиц и языка жестов учеников. Лик Иисуса Христа засиял в своей чудесной оригинальной красоте!
Хотя сюжет в общей евангельско-христианской картине остался неизменным, но вот детали, появившиеся за последние две тысячи лет, порою весьма существенные, пестрят своим многообразием и противоречивостью. Отсюда и множество деноминаций, которые, естественно, претендуют на статус исключительности и праве рассказать об Иисусе Христе и Его учении абсолютную истину, но по-своему… Не является ли это следствием скопившейся пыли, грязи и копоти человеческих преданий и умозаключений со всем усердием и искренним рвением набросавших толстые слои лжекраски на ясный лик Господа?
Что если бы мы смогли соскрести пыль и грязь веков, чтобы увидеть оригинал — настоящего Иисуса Христа в Евангелии? Что если бы позволили ожить тем пейзажам, чтобы увидеть Его вновь в родном контексте? Слова Иисуса Христа не изменились бы, но наполнились новым смыслом, приняв своё первоначальное значение.
Валерий Ручко, boruh.info
Газета «Сокрытое Сокровище» № 12 (212) декабрь 2014 г.