Обретая мир

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» Исх. 20:8-11.

Изучая первую главу книги Бытие, мы замечаем, что процесс творения был направлен от хаоса к порядку, от бушующей стихии к покою. Сотворение разумных существ для управления землей было последним шагом в Божьей победе над хаосом. В конце концов Творец с радостью осматривает плоды Своей работы и говорит: «Хорошо весьма» (Бытие 1:31).

Каждая часть творения была создана, чтобы служить другим. Все провозглашало любовь и неограниченную мудрость Создателя.

Последовательность Божьих действий в конце Творения неслучайна. В Библии говорится, что: (1) Бог увидел, что все хорошо весьма, а затем (2) Он отдохнул. Ясно, что отдых Создателя не имел ничего общего с усталостью. Он прекратил творить, потому что полностью выполнил Свою Божественную задачу. Ничего не было упущено. Не было части, которая не функционировала бы в полной гармонии с другими. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2,3).

Со времен Едема соблюдение субботы было, есть и будет празднованием не нашей работы, но работы Бога. Подобно Адаму, мы отдыхаем, чтобы показать, что мы доверяем всеобщей заботе Бога, Его мудрости и воле. В итоге мы уступаем Богу положенное Ему место Творца и занимаем отведенное нам место творения. Так наш покой в день субботний становится актом поклонения.

Четвертая заповедь заявляет: «Седьмой день — суббота». Слово «суббота» буквально означает «отдых». Седьмой день — это отдых, назначенный Самим Богом. Покоясь с Ним, мы заявляем всей Вселенной, что субботний покой — это знак отношений с Богом, основанных на вере.

Наш покой в седьмой день не только означает, что мы нашли уверенность и мир в Божьей любви; он укрепляет эту уверенность. Он утверждает и в то же время подтверждает отношения Творца и творения. Вот почему заповедь о субботе — это продолжение и условие первых трех заповедей, которые повелевают нам поклоняться Богу и отвести Ему первое место в нашей жизни.

Суббота — это гавань, убежище от неистовой бури жизни, оазис, где уставший путешественник может отдохнуть и набраться сил для предстоящей жизненной борьбы. Писатель Герман Уокк, соблюдавший субботу, написал: «Суббота — это руки матери, простирающиеся, дабы взять утомленное дитя».

Суббота в разбитом мире

День субботний был посланием веры: «Доверяй Мне. Прими то, что Я действительно сделал все для твоей жизни». Но сатана преуспел в том, чтобы посеять в сердцах наших прародителей Евы и Адама недоверие и бунт против Творца. На землю пришел грех.

Это привело к тому, что потребовался план, благодаря которому Бог смог бы избавить человечество от состояния противления и восстановить в людях веру, доверие и послушание.

Была пятница, когда Бог подвел итог Своей работы и почил, завершив процесс Творения. И также была пятница, когда Иисус Христос завершил работу искупления, и, склонив голову, умирая, произнес: «Совершилось!» (Иоанна 19:30).

После этого у учеников оставалось время, чтобы снять тело Иисуса Христа с креста и положить Его в гробницу Иосифа. Они торопились, потому что солнце садилось, и писание говорит: «Наступала суббота» (Луки 23:54). Во второй раз Спаситель покоился в субботу, завершив работу.

Суббота, данная как памятник Божьего Творения, затем приобрела дополнительное значение. Она стала также символизировать то, что Бог сделал для согрешившего мира, — Его план спасения, исцеления и восстановления доверия.

Обретая Его покой

Адам признал, что Бог сотворил совершенный мир, и выразил это, покоясь в день субботний. Христиане присоединяются к нему, празднуя Божью доброту и заботу, явленную в Творении. Удаляясь от бешеного темпа повседневных дел, уходя от напряжения жизни в субботние часы, мы напоминаем себе, что мир не вращается вокруг нас, солнце не встает и цветы не цветут по нашей команде, все было сотворено совершенным без нашей помощи. Отдыхая физически в субботу, мы признаем, что Бог дивно снабдил нас всем в физическом мире.

Наша вера в Иисуса Христа добавляет ко всему этому новое славное измерение богатства. Апостол Павел пишет: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евреям 4:9-10). Эти слова указывают на то, что субботний покой сегодня означает принятие спасения, совершенного Иисусом Христом на кресте. И так как эта работа завершена, христиане могут «успокоиться от дел своих» — оставить безнадежные и отчаянные попытки заработать вечную жизнь своими делами. Мы можем принять верой Христово «совершилось», ведь спасение отныне доступно всякому верующему.

Такие доверительные отношения с Богом и опыт живой веры, который становится еще богаче с поклонением в седьмой день, и есть «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филиппийцам 4:7).

«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евреям 4:1).

Подготовила Ю. Коровина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (138) октябрь 2008 г.